Нужна услуга по разработке системы мотивации менеджеров и руководителя отдела?
Приходите на программу Oy-li



Разработка системы мотивации поможет повысить личные показатели работы сотрудника в среднем на 15-20%. Мы расскажем, какие материальные и нематериальные стимулы в компании заставят подчиненных выкладываться по полной.

О том, каких принципов стоит придерживаться при разработке системы мотивации в компании, можно узнать на тренинге по продажам, тренинге для продавцов.

Разработка системы мотивации: стимулируем материально

Стимулирование рублем остается если не основным, то одним из главных при разработке системы эффективной работы подчиненных. Залог этого – четкие планы и личные цели, к которым стремятся сотрудники. Например, совершить ежемесячный платеж по кредиту, купить машину, квартиру, отдать ребенка в престижную школу или летом поехать отдыхать за границу. Осознание конечной цели, ради чего зарабатываются деньги, позволяет понять, какие усилия нужно приложить, чтобы заработная плата по итогам месяца была близка к ожидаемой.

Разработка системы мотивации: следуем 6 принципам

Если при наличии высоких заработных ожиданий сотрудники по-прежнему не мотивированы на выполнение плана, то мы рекомендуем пересмотреть саму систему. Разработка ее может осуществляться по следующим принципам:

1. Принцип «прозрачности»

Система мотивации сотрудников должны быть простой и понятной. Ее разработка должна осуществляться таким образом, чтобы каждый подчиненный мог в течение 20 секунд просчитать, сколько он к настоящему времени заработал и что надо сделать, чтобы этот результат был выше. Если же сотрудникам постоянно приходится тратить время на выяснение, почему в этом месяце зарплата оказалась выше или ниже, чем в предыдущем, значит необходимо пересматривать систему расчетов в пользу повышения их прозрачности.

2. Принцип «Дарвина»

Выживает сильнейший – этот принцип актуален и при разработке мотивации. Если подчиненный уже несколько месяцев не выполняет план, то почему он все еще остается сотрудником компании? Слабый должен уйти. Он сделает это сам, когда заработная плата по итогам месяца окажется ниже среднерыночной. Зарплата же сотрудников, выполняющих план, должна быть на порядок выше.

3. Принцип «в три раза больше»

Мы уже отметили, что зарплата менеджера, который выполнил план, должна в разы отличаться от вознаграждения подчиненного, который не смог этого сделать. Мы рекомендуем при разработке системы мотивации отделять лидеров от аутсайдеров и платить первым в три раза больше. Однако не переусердствуйте. Работник должен чувствовать свою материальную обеспеченность, но не на столько, чтобы она позволяла ему немного скопить и открыть свое дело.

4. Принцип «за что отвечаю – за то и получаю»

При разработке системы мотивации важно понимать, что сотрудник должен получать вознаграждение ровно за те задачи, за которые он отвечает. Если менеджер никак не может повлиять на рентабельность бизнеса, то и не надо привязывать мотивацию к этому показателю.

5. Принцип «составных частей»

Зарплата сотрудника при разработке системы мотивации должна складываться из не менее чем трех частей. Это твердый оклад, который неизменен, мягкий оклад, который может варьироваться от месяца к месяцу, и бонусы. Если твердый оклад выплачивается всегда, то мягкий добавляется в случае 100% выполнения ключевых показателей эффективности (KPI). Это могут быть как выполнение плана по числу звонков, количеству встреч, качеству разговоров и т.д. Бонусы начисляются по результатам выполнения плана или его части. Оптимальным соотношением всех составных частей в зарплате будет: 30% — твердый оклад, 10% — мягкий оклад, оставшиеся 60% — бонусы от выполнения плана продаж.

6. Принцип «большие пороги»

Этот принцип в разработке системы мотивации относится к бонусной части. В действии он означает, что за выполнение менее 80% плана подчиненный не получает бонусы (даже, если ему для этого не хватило всего пару тысяч), за выполнение 80−100% плана — плюс 40% от оклада, за 100−120% плана — плюс 60%, за выполнение более 120% плана добавляем целый оклад.

При разработке системы стимулирующих мер помните, что если нет цели, к которой сотрудник стремится, то и нет стимула работать лучше.

Разработка системы мотивации: ищем нематериальные стимулы

Среди нематериальных стимулов, заставляющих команду работать эффективнее, можно назвать также наличие конкуренции в отделе продаж. Если в команде работает два менеджера, то возьмите третьего. Если в отделе более восьми человек, то разделите его на два отдела с двумя руководителями.

Наличие двух отделов продаж помогают также внедрить еще один инструмент мотивации, как конкурсы. Их проведение вызывает у подчиненных азарт, желание побороться за победу. Приз в этом случае имеет второстепенное значение, но его наличие не менее важно. Побороться можно за фото на доске почета, за поход в ресторан, полет на воздушном шаре, сертификат на покупку чего-либо и т.д. Как правило, дух соперничества выступает даже более сильной мотивацией для сотрудников, нежели премирование по итогам месяца. Конкурсы не дают превратить ежедневную работу персонала в рутину.

Единственное, при разработке конкурсов, помните, что они должны быть нацелены на улучшение конкретного показателя. Эффективность проведения таких соревнований должна каждый раз подсчитываться. Победитель всегда один.

Разработка системы мотивации: выносим основные показатели на dashboard

Dashboard – информационная доска, где фиксируются промежуточные результаты сотрудников за день, неделю, месяц. Она может быть создана как в электронном виде, так и размещена на стене в офисе. Это еще одна из составляющих нематериального стимулирования работы сотрудников, поскольку ни один из них не хотел бы быть в числе отстающих, особенно когда об этом будут знать его коллеги.

Разработка системы мотивации: назначаем штрафы

Вместе с разработкой стимулирующих мер в компании должна быть и система демотивации в виде штрафов. Например, опоздал на переговоры, сорвал сроки по проекту, не провел работу над ошибками по звонкам – покупаешь пиццу на всех сотрудников, кладешь в общую копилку 100 рублей, лишаешься возможности работать с теплыми клиентами и т.д.

Мы не сторонники штрафовать за частичное выполнение плана – в этом случае подчиненный и так теряет свой бонус.



Ещё больше идей и примеров по этой теме вы получите на наших авторских бесплатных вебинарах. Регистрируйтесь!


Мы рассмотрели, каких принципов нужно придерживаться при разработке системы мотивации в компании для роста эффективности работы подчиненных, как минимум, на 15-20%.

Руководитель отдела продаж

Вам нужна разработка системы мотивации для роста выручки?

Приходите на программу Oy-li