Точка безубыточности поможет определить, когда предприятие, направление, проект или даже продукт выйдут на самоокупаемость. Кроме того, она служит отправным моментом для расчета запаса прочности. А учитывая этот показатель, вы никогда не позволите продажам упасть ниже критического уровня.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

точка безубыточности

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Точка безубыточности

Читайте в статье:

  • Точка безубыточности: что это
  • Точка безубыточности: зачем с ней работать
  • Точка безубыточности: что нужно учитывать
  • Точка безубыточности как рассчитать
  • Точка безубыточности: запас прочности
  • Точка безубыточности: пример

Точка безубыточности: что это

Определить точку безубыточности – задача, которая должна ставится и решаться в любой компании вне зависимости от того, находится она в начале своего пути или уже долго действует на рынке.

Точка безубыточности продукции и услуг представляет собой определенное состояние во времени, момент, в котором происходит компенсация всех издержек прибылью от деятельности предприятия. То есть вы выходите в ноль.

После того, как пройдена точка безубыточности, прибыль от реализации каждой следующей единицы продукции начинает превышать расходы.

Точка безубыточности предприятия может быть выражена в деньгах и единицах продукции.

Точка безубыточности: зачем с ней работать

Существует несколько моментов, когда вам понадобится расчет точки безубыточности.

► Всегда важно знать, сколько произвести и продать, то есть объем. Точка безубыточности позволяет проанализировать, каков должен быть объем при изменении цены и наоборот, как изменения объема могут повлиять на цену.

► Точка безубыточности производства и ее использование дает понимание того, при каком уровне снижение оборота становится критическим. Таким образом, вы не пропустите момент, когда компания или какой-то отдельный проект станут убыточными. Когда точка безубыточности продаж участвует в таких расчетах, то принято говорить о новом параметре – запас прочности.

► Выход на самоокупаемость следует определять не только для всего предприятия в целом, но и выходя на новые рынки, осваивая неизвестные направления, реализуя амбициозные проекты.

► Кроме того, изменение рассматриваемого показателя может свидетельствовать о возникновении тех или иных сложностей. Именно поэтому этот показатель должен «сниматься» регулярно и являться неотъемлемой частью всего комплекса аналитических параметров, которые отражают темпы развития бизнеса.

Точка безубыточности: что нужно учитывать

Существует определенные алгоритмы, которые позволяют подготовиться к тому, чтобы понять, когда стартап, новое направление, проект выйдет на самоокупаемость.

1. Сбор сведений о прибыли, расходах и объемах производства / реализации

Первое, что вам необходимо сделать, так это собрать информацию о прибыли, расходах и объемах производства (если у вас производство), объемах реализации услуг (если у вас услуги).

2. Определение постоянных и переменных затрат

Далее следует очень серьезно подойти к вопросу идентификации и разделении затрат на постоянные и переменные. Эти величины присутствуют в формуле.

Напомним о том, что из себя представляют постоянные и переменные затраты.

► Постоянные затраты

Начнем с постоянных. К ним традиционно принято причислять такие вещи, как:

  • затраты на аренду помещений;
  • расходы на зарплату управленческого корпуса и высшего менеджмента предприятия;
  • издержки на связь;
  • амортизацию.

Постоянные затраты остаются таковыми при прочих равных условиях, как любят приговаривать академически грамотные экономисты. Но если вы разрабатываете стратегию, которая должна привести к прорыву: открытие нового подразделения, офиса, филиала, производства и т.д., то и постоянные издержки выйдут на новый уровень. Их величина изменяется не плавно, а «ступенчатым» образом.

► Переменные затраты

Переменные затраты – это такие издержки, величина которых будет меняться в зависимости от масштабов бизнеса. Тут мы можем говорить об изменениях в объемах реализации и производства.

В перечень таких затрат обычно входят:

  • сдельная оплата труда, а иногда и зарплата рабочих;
  • топливо и электроэнергия, которые пойдут на производственные нужды;
  • материалы и сырье;
  • закупки полуфабрикатов и необходимых запасных частей для производства;
  • иногда отдельные типы косвенных расходов: инструменты, вспомогательные материалы и т.д.

Если немного углубиться, то переменные затраты можно разделить еще на 2 вида:

  • линейные;
  • нелинейные.

Так, линейные переменные затраты на единицу продукции всегда остаются неизменными. Это означает, что для производства 1 штуки того или иного продукта затрачиваются равные объемы сырья.

Что касается нелинейных переменных затрат, то они с ростом бизнеса могут, как возрастать, так и убывать.

3. Оценка объемов реализации для финансовой устойчивости предприятия

На последнем этапе подготовки ко всем расчетам следует проанализировать и оценить величины реализации продукта, при котором бизнес не будет находится в зоне риска превышения издержек над прибылью.

Точка безубыточности как рассчитать

Сейчас мы приведем формулу и, наконец, поймем, что представляет из себя математически точка безубыточности. Формула для расчета данной величины еще раз подтверждает, как важно разобраться со своими постоянными и переменными затратами.

Постоянные затраты / (Выручка – Переменные затраты) * Выручка

Помните, что все эти расчеты должны производится с определенной систематичностью. Описываемая величина неустойчива. Она «плавает» в зависимости от того, какие факторы воздействуют на бизнес. Исходя из представленной формулы, можно легко предположить, что при планировании кратного роста выручки и реализации этих планов искомый показатель также поменяет свое положение. И это, не говоря уже о том, что при масштабировании бизнеса возрастают как постоянные, так и переменные издержки.

Целесообразно заниматься подобным анализом не только в рамках общей оценки всех финансов предприятия, но и вычислять момент, когда прибыль от реализации покроет издержки в разрезе каждого продукта. Делается это по формуле:

Постоянные затраты / (Выручка на единицу товара или услуги – Переменные затраты на единицу товара или услуги)

Точка безубыточности: запас прочности

Существует более «объективная» величина, которую вы должны рассчитать. Это запас прочности, о котором мы уже упоминали.

Запас прочности демонстрирует толщину вашей «подушки безопасности» в области реализации продукта. Проще говоря, он покажет, в каких пределах падение выручки является пока неприятным событием, а не работой в убыток.

Обратите внимание, что не зная, где предприятие, продукт, направление, проект выходят на самоокупаемость, запас прочности определить не получится.

Запас прочности = (Выручка – Точка безубыточности) / Выручка

Для наглядности используют графики для того, чтобы понять каков запас прочности и где точка безубыточности. График    может выглядеть следующим образом.

Данный график отражает классический пример со столами, когда при реализации 20 штук компания выходит на самоокупаемость. А каждая последующая единица товара приносит прибыль. При этом запас прочности для предприятия находится в пределах продаж между 30 и 20 столами.

Точка безубыточности: пример

Итак, точка безубыточности – это метрика, которая покажет, сколько нужно продать продукции или выполнить работ, чтобы доходы покрыли расходы. Пройдя точку безубыточности, компания начинает получать чистые доходы.

Пример. Как рассчитать точку безубыточности розничного магазина. В его постоянные расходы входят: затраты на аренду, коммунальные платежи, зарплата сотрудникам, налоги и отчисления, реклама. Пусть общий объем постоянных затрат составит 250 тыс. руб.

Переменные затраты связаны с закупкой товаров на сумму 450 тыс. руб., а коэффициент маржинального дохода равен 0,5.

Тогда получается, что точка безубыточности равна 250 тыс. х 0,5 = 500 тыс. То есть магазину нужно будет продать товаров на 500 тыс. руб., чтобы начать получать доходы.


Мы рассмотрели с разных сторон такой показатель как точка безубыточности. Считайте его не только тогда, когда собираетесь стартовать в бизнесе, но и для каждого нового продукта, направления, проекта. После этого в обязательном порядке оценивайте запас прочности.

как сделать рекламу в инстаграм

Хотите научиться финансовому планированию и увеличить прибыль?

Приходите на программу Oy-li