Что держит Ваш бизнес на плавуДля того, чтобы Ваша компания успешно росла и развивалась, ей как минимум нужны средства к существованию. Соответственно, для этого Вам необходимо получать прибыль — тратить меньше, чем зарабатывать, и хорошо бы, чтобы и на дальнейшие улучшения что-то осталось.

Момент, когда Ваша компания прекращает приносить одни расходы и называется точкой безубыточности. То есть, это тот минимум доходов, который необходим для самоокупаемости.

Рассчитать ее довольно легко:

Формула точки безубыточности

Даже если Ваш бизнес уже приносит прибыль, не стоит забывать о точке безубыточности — одна из ее важных особенностей заключается в том, что она имеет привычку периодически меняться. Часто это происходит по вполне естественным причинам. Например, с ростом компании — увеличение объема продаж не обходится без увеличения расходов. Если Вы решите сменить направление деятельности или добавить еще одно к уже существующему, точка безубыточности тоже не станет стоять на месте.

Впрочем, само по себе ее изменение часто ни о чем не говорит: и в разных сферах, и даже в разных компаниях разное соотношение доходов и расходов. Так что тут целесообразно ввести еще одну переменную — запас прочности.

Рассчитывается он следующим образом:
Формула запаса прочности компании

Полученное значение показывает то, на сколько процентов может упасть Ваш объем продаж прежде чем компания станет убыточной. Чем выше результат, тем лучше — компаниям с высоким запасом прочности можно не опасаться, что любые негативные изменения рынка их сразу же погубят.

В отличие от точки безубыточности, запас прочности не зависит ни от специфики Вашей сферы, ни от объема продаж, так что этот показатель объективен и вполне подходит для сравнения с другими компаниями.

Кроме того, расчета точки безубыточности только для всей компании недостаточно. Важно знать и то, какой минимальный объем продаж необходим для каждого Вашего продукта.

Для этого существует еще одна формула:

Точка безубыточности

И тут ситуация уже становится ощутимо сложнее, ведь при большом ассортименте продуктов далеко не всегда можно точно определить, каких затрат требует каждый из них.