Swot анализ – универсальный инструмент для принятия стратегических и оперативных решений в бизнесе, которые без всякого сомнения приведут к росту и развитию. Чтобы пользоваться им правильно, рассмотрим технологию проведения подобного исследования.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

swot анализ

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Swot анализ

Читайте в статье:

  • Swot анализ: основные положения
  • Swot анализ: необходимые данные для проведения
  • Swot анализ: его виды
  • Swot анализ: применение
  • Swot анализ: преимущества и ограничения
  • Swot анализ: полезные советы

Swot анализ: основные положения

Swot анализ компании – инструмент предварительной оценки стартовой или текущей ситуации по направлению, проекту, продукту.

Метод swot анализа предполагает, что вы будете собирать данные, а затем анализировать их с учетом 4 моментов.

S — силы(Strengths)
W — слабости(Weaknesses)
O — возможности(Opportunities)
T — угрозы(Threats)

Swot анализ организации разделяет приведенные выше категории на 2 группы: внутренние факторы и внешние факторы влияния. К внутренним относятся силы и слабости, то есть то, что лежит в области поддающейся изменению со стороны стратегов бизнеса. К внешним – возможности и угрозы, которые преподносит бизнесу «окружающая среда», в которой он действует.

Swot анализ предприятия как инструмент был разработан американским профессором, занимавшимся вопросами бизнеса и политики Кеннетом Эндрюсом. Его 4 критерия, с которыми в дальнейшем работает аналитик выглядят как матрица swot анализа.

Положительное Отрицательное
Внутренняя среда Силы Слабости
Внешняя среда Возможности Угрозы

Swot анализ возможности, которые он дает, позволяют сделать стратегические выводы и дать предварительные оценки в нескольких областях.

► Конкурентный анализ для отстройки и увеличения темпов роста бизнеса. Swot анализ среды приводит в действие мощные механизмы сбора данных о тех, кто работает с вами в одном сегменте. А затем дает идеи для последующего планирования с целью изменения ситуации.

► Стратегический анализ для выявления сильных направлений с целью увеличения инвестиций в них и слабых сторон компании, чтобы избавиться или трансформировать их в сильные, сэкономив, таким образом, ресурсы.

Swot анализ: необходимые данные для проведения

Swot анализ деятельности проводится, когда в наличие имеются данные о конкурентах и целевой аудитории.

Конкурентный анализ

Если вы до сих пор не анализировали конкурентную среду, в которой действует бизнес, то предстоящий swot анализ «вынудит» вас это сделать.

На самом деле для того, чтобы отследить коллег и провести предварительную конкурентную разведку следует составить простую таблицу. И затем в готовую форму занести необходимую информацию.

Таблица конкурентного анализа выглядит примерно следующим образом.

  Выгода 1 Выгода 2 Преимуществоn
Конкурент 1
Конкурент 2
Конкурент n

Самое главное в этой работе по предварительной подготовке – выявить те самые выгоды, которые предоставляют свои клиентам компании, действующие вместе с вами на одном и том же рынке. Как только вы выявите их, зафиксируете, то сразу же сможете сопоставить со своими, выделив свои силы и слабости.

Также следует помнить, что некоторые, так называемые, слабости можно обратить в преимущества. Например, нет возможности открыть красивый офис – организуйте систему доставки «до порога».

Целевая аудитория

Вам потребуется ясное понимание характеристик своей целевой аудитории. Чтобы очертить ее наиболее точно, воспользуйтесь таким инструментом как ABCXYZ-анализ.

Классический ABCXYZ-анализ позволяет сделать сегментацию покупателей по 2 признакам: объему и частоте покупок.

Критерии объема

А — самые большие объемы закупок по шкале
В — средними закупками по шкале
С — мелкий объем закупок по шкале

Критерии частоты

X — самые частые запросы на отгрузку по шкале
Y — нерегулярные запросы
Z — единичные запросы.

В итоге у вас получится 9 групп на пересечении этих двух критериев: AX, AY, AZ, BX, BY, BZ, CX, CY, CZ. В группы AX и BX войдут те самые покупатели, которые представляют собой целый класс целевой аудитории предприятия.

Проанализировав их и выявив их характеристики, способы покупательского поведения, каналы, по которым они приходят, вы сможете увидеть сильные и слабые стороны бизнеса.

Swot анализ: его виды

Этот вид анализа можно ранжировать по глубине проводимого исследования.

► Можно провести быстрый swot анализ. Пример такой оценки – вы не пользуетесь количественными показателями, а просто приводите качественные характеристики продукта или целого направления. В этом случае основное внимание уделяется пробработке сильных и слабых сторон деятельности. Это наиболее часто применяемый вид. Он сопряжен с определенными неточностями и некоторой субъективностью в подходе. Однако он все равно даст пищу для идей, которые приведут к росту.

► О глубокой оценке принято говорить, когда анализируются все 4 параметра. В ней участвуют не только качественные характеристики, но и количественные показатели, взятые из финансовых отчетов, показатели развития, лидоконвертации и лидогенерации.

Существует также комбинированный подход. В этом случае оцениваются все 4 параметра, но только их качественное содержание, вроде формулировок:

  • сильные стороны – круглосуточная доставка;
  • слабые стороны – 1 канал продаж;
  • возможности – обнаружение иного канала;
  • угрозы – снижение платежеспособности.

Swot анализ: применение

Приведем перечень направлений, которые в дальнейшем помогут вам понять, что же именно вы должны анализировать.

Оценка сильных и слабых сторон

  • Наличие/отсутствие зафиксированного и работающего бизнес-процесса
  • Наличие/отсутствие эффективных каналов маркетинга для привлечения лидов
  • Наличие/отсутствие четкой структуры отдела продаж
  • Наличие/отсутствие системы обучения и повышения квалификации, что определяет уровень компетенций и экспертности продавцов.
  • Наличие/отсутствие финансов или простого доступа к денежным ресурсам для реализации стратегий роста
  • Наличие/отсутствие такой черты как уникальность продукта на фоне предложений конкурентов

Оценка возможностей и угроз

  • Тренды, наблюдающиеся в сегменте, которые могут оказать влияние на объем спроса
  • Законодательные решения, изменяющие конъюнктуру рынка
  • Конкурентная среда: какова она сейчас и не предвидится ли ее кардинальное изменение в связи с приходом нового сильного участника.
  • Прорывы в области технологий. Вот тут в наше «неспокойное» время стартапов следует быть чрезвычайно внимательным. Некоторые прорывные технологии, которые в практике инновационного роста носят «страшное» название «disruptive» (от англ. разрушительный, подрывной), способны уничтожать целые отрасли.

Swot анализ: преимущества и ограничения

У описываемого инструмента есть свои преимущества и ограничения.

Сильные стороны swot анализа

► Инструмент довольно прост в освоении. Для проведения быстрой оценки или комбинированного исследования с применением исключительно качественных показателей не требуется специальных знаний и образования.

► Технология является очень гибкой и ее можно применять как в отношении целых направлений, так и отдельных продуктов.

► Так как существует несколько видов анализа, отличающегося по глубине, то он может быть использован для принятия и стратегических, и оперативных решений.

► Процедура предполагает системный подход. Поэтому в результате ее проведения вы увидите связи между всеми составляющими: силы, слабости, возможности и угрозы. Все сойдется в одной точке.

Слабые стороны swot анализа

► Инструмент может обеспечить того, кто его делает, лишь статичной информацией – «фотографией». Вы не увидите процессов в динамике.

► В технологии присутствует довольная серьезная мера субъективизма со стороны оценивающего. Поэтому наиболее глубокие исследование следует осуществлять целыми командами.

► Вам придется отдельно просеивать все, что вы занесли в матрицу на предмет первичности и второстепенности по силе влияния.

Swot анализ: полезные советы

Swot анализ подойдет для любого бизнеса – размер, ниша, время основания здесь не имеет значения. Это универсальный и простой анализ, но надо учитывать, что при его проведении есть некоторая субъективность. Поэтому для большей объективности важно:

  • проводить раздельно анализ сегментов рынка, продуктов, подразделений
  • не путать внешние и внутренние факторы: возможности и угрозы с преимуществами и недостатками
  • оценивая сильные и слабые стороны, смотреть с точки зрения покупателя
  • искать возможности, чтобы минимизировать и устранить риски и недостатки
  • искать возможности, чтобы усилить возможности и преимущества.

Проводить Swot анализ должен не один человек, а группа – так будет больше объективности. Для исследования должны быть предоставлены документы, отчеты и т.д. Также необходимо определить время, чтобы все ознакомились с нужной для анализа информацией.


Мы со всех сторон рассмотрели универсальную технологию для принятия оперативных и стратегических решений. У него очень много плюсов. Но помните и о его недостатках, чтобы в последствии снизить их влияние.

swot анализ

Хотите проработать сильные и слабые стороны компании и продукта, чтобы обойти конкурентов?

Приходите на программу Oy-li