Без бюджета управление компанией приходится вести практически вслепую. Это вряд ли может поможет развитию бизнеса или росту прибыли. Рассказываем, как грамотное составление бюджета помогает влиять на результат по прибыли.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

составление бюджета

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Составление бюджета

Читайте в статье:

  • Составление бюджета: определите цель
  • Составление бюджета: разработайте показатели
  • Составление бюджета: преобразуйте показатели в статьи бюджета
  • Составление бюджета: виды бюджета предприятия

Многие руководители имеют весьма смутное представление о том, что надо для составления бюджета. В итоге финансовые планы строятся или от достигнутых показателей, или вовсе интуитивно. А компания в таких условиях не использует значительную часть своих возможностей.


Также читайте 3 главных заблуждения о бюджете и Управление расходами: 5 советов


Рецепт составления грамотного бюджета не так уж и сложен — нужно только разобраться, откуда в вашей компании берется прибыль, и как соотносятся ваши расходы и доходы со стратегическими целями.

Шаг первый: определение цели

Для составления бюджета в первую очередь решите, какого результата хотите достичь — ведь, согласитесь, довольно сложно прийти в нужное место, когда даже не знаешь, куда идешь.

Самая главная цель в составлении бюджета — прибыль. Именно эту цифру вы должны определить со всей присущей текущим реалиям адекватностью. Нельзя просто захотеть получить сколько-то денег в виде прибыли за планируемый период. Поэтому сразу оцените несколько моментов.

► Сезонность. Так или иначе она существует даже в «круглогодичном» бизнесе по простой причине спада общей деловой и потребительской активности в определенные периоды времени. Для каждой компании они свои.

► Одноразовость крупных заказов. Если вы все еще отталкиваетесь от предыдущего бюджета для аналогичного отрезка времени, то сразу сделайте поправку на штучные крупные заказы, возникшие непредсказуемым образом. То есть, если вы выиграли тендер в прошлом квартале, то не факт, что это случится в планируемом.

► Маркетинг. Просчитайте отдачу от планируемых маркетинговых усилий. Заложите ее в план и увеличьте его, исходя из этого.

Выбранная вами цель не обязательно должна касаться только прибыли, это может быть что угодно: расширение клиентской базы, увеличение доли рынка, улучшение качества продукции или логистики. Сформируйте такой список.

Шаг второй: разработка показателей

Глобальные планы — это отлично, однако для конечных исполнителей они не полезны и не помогут в составлении бюджета. Менеджер по продажам не сможет самостоятельно удвоить прибыль компании, но он в состоянии совершить 100 холодных звонков в день.

То есть, теперь вам нужно разбить поставленную цель на отдельные составные части так, пока вы не получите набор показателей, на которые уже смогут напрямую повлиять сотрудники компании.

Начните с составления такой цепочки. Если речь идет о финансовых целях, достаточно просто пройтись по воронке продаж — только рассматривать ее в данном случае нужно в обратном порядке. Например:

составление бюджета

Таким образом, для того, чтобы заработать 5 млн руб., вашей компании нужно совершить 100 продаж. А для этого, в свою очередь, понадобится совершить 3000 холодных звонков, получить контакты 2500 лиц, принимающих решения, и выставить 1000 коммерческих предложений.

Шаг третий: преобразование показателей в статьи бюджета

Для составления сметы остается только продумать нормативы и расценки, чтобы собрать все данные в единый план.

Например, если ваша компания ведет продажи через сайт, нужно рассчитать, во сколько ей обходится каждый новый посетитель, если вы привлекаете клиентов через холодные звонки — сколько вам понадобится менеджеров для выполнения плана по звонкам, и так далее.

Составление бюджета: виды бюджета предприятия

Общий бюджет (его также называют основным или генеральным) — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом. На его основе создаются:

  • прогнозируемый баланс;
  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных средств.

Общий бюджет любой состоит из двух частей: операционного и финансового бюджетов. Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) характеризует доходы и расходы по операциям, которые запланированы для какого-то направления или отдельной функции организации. С него начинается составление общего бюджета.

Основой операционного бюджета служат бюджеты:

  • продаж;
  • производства;
  • производственных запасов;
  • прямых затрат на материалы;
  • общепроизводственных расходов;
  • прямых затрат на оплату труда;
  • коммерческих и управленческих расходов.

Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса.
Форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.


Мы рассмотрели шаги для составления бюджета. Описанный подход позволяет решить сразу три задачи:

  • составление сметы доходов и расходов
  • составление управленческого плана
  • полный набор показателей, позволяющих контролировать выполнение стратегических целей.
составление бюджета

Хотите увеличить свою прибыль?

Записывайтесь на программу по финансам Profit и получите план действий