Правило 50%: разбираем, как увеличить прибыль — за счет снижения затрат или роста выручки

Уколова Круглов

Хотите узнать, какие инструменты помогут именно вам увеличить прибыль?

Записывайтесь на программу по финансам Profit



«Как повысить эффективность моего бизнеса?». Рано или поздно любому предпринимателю приходится вплотную заняться этим вопросом. В теории все просто: арсенал средств для решения этой задачи сводится к двум основным стратегиям — первая направлена на увеличение выручки, вторая — на сокращение затрат. Но на практике главная сложность заключается в выборе того, на каком именно из этих средств следует сконцентрироваться. Разбираемся в цифрах и фактах.

Чтобы понять, какую стратегию для роста прибыли выбрать именно вам, нужно оценить маржинальность бизнеса. Для этого воспользуйтесь следующей формулой.

Правило 50%: при маржинальности бизнеса ниже 50% для повышения его эффективности предпринимателю следует сосредоточиться на снижении переменных затрат, а при маржинальности выше 50% - на повышении выручки.

Теперь давайте разберемся, что такое маржинальность? Это показатель, характеризующий долю маржи в общем объеме выручки. Подсчитать ее несложно — для этого нужно найти разницу между выручкой и переменными затратами, а затем разделить ее на выручку.

Маржинальность = (Выручка — Переменные затраты) / Выручку

Чтобы понять, как работает правило 50%, разберём две задачи. Предположим, у нас есть два бизнеса, годовая выручка каждого 100 млн руб., маржинальность первого — 20%, второго — 60%.

Задача 1:

Рассчитать эффект, который принесет для первого и второго бизнеса стратегия увеличения выручки на 10%.

Решение:

1. Считаем изначальную маржу и переменные затраты

Бизнес № 1

Маржа: 100 млн руб. * 20% = 20 млн руб.

Переменные затраты: 100 млн руб. — 20 млн руб. = 80 млн руб.

Бизнес № 2

Маржа: 100 млн руб. * 60% = 60 млн руб.

Переменные затраты: 100 млн руб. — 60 млн руб. = 40 млн руб.

2. Считаем выручку и переменные затраты при увеличении выручки на 10%

Бизнес № 1

Выручка: 100 млн руб. * 110% = 110 млн руб.

Переменные затраты: 80 млн руб. * 110% = 88 млн руб.

Бизнес № 2

Выручка: 100 млн руб. * 110% = 110 млн руб.

Переменные затраты: 40 млн руб. * 110% = 44 млн руб.

3. Считаем маржу после роста выручки на 10%

Бизнес № 1

Маржа: 110 млн руб. — 88 млн руб. = 22 млн руб.

Прирост маржи: (22 млн руб. — 20 млн руб.) / 20 млн руб. * 100% = 10%

Бизнес № 2

Маржа: 110 млн руб. — 44 млн руб. = 66 млн руб.

Прирост маржи: (66 млн руб. — 60 млн руб.) / 60 млн руб. * 100% = 10%

В итоге: прирост маржи в результате реализации стратегии на увеличение выручки составил 10% и в 1-ом, и во 2-ом бизнесе.

Задача 2:

Рассчитать эффект, который принесет стратеги по снижению переменных затрат на 10%

Решение:

1. Считаем изначальную маржу и переменные затраты

Бизнес № 1

Маржа: 100 млн руб. * 20% = 20 млн руб.

Переменные затраты: в 1-ом бизнесе: 100 млн руб. — 20 млн руб. = 80 млн руб.

Бизнес № 2

Маржа: 100 млн руб. * 60% = 60 млн руб.

Переменные затрат: 100 млн руб. — 60 млн руб. = 40 млн руб.

2. Считаем переменные затраты после реализации стратегии по их снижению на 10%

Бизнес № 1

Переменные затраты: 80 млн руб. * 90% = 72 млн руб.

Бизнес № 2

Переменные затраты: 40 млн руб. * 90% = 36 млн руб.

3. Считаем маржу и ее прирост после снижения переменных затрат на 10%

Бизнес № 1

Маржа: 100 млн руб. — 72 млн руб. = 28 млн руб.

Прирост маржи: (28 млн руб. — 20 млн руб.) / 20 млн руб. * 100% = 40%

Бизнес № 2

Маржа: 100 млн руб. — 36 млн руб. = 64 млн руб.

Прирост маржи: (64 млн руб. — 60 млн руб.) / 60 млн руб. * 100% = 6.7%

В итоге: прирост маржи в результате реализации стратегии по снижению переменных затрат составил 40% в 1-ом бизнесе и 6.7% во 2-ом бизнесе.

При анализе результатов первой и второй задач несложно убедиться, что в бизнесе с маржинальностью 20% наибольший эффект приносит стратегия по сокращению переменных затрат: она обеспечивает 40% прирост маржи против 10% по итогам реализации альтернативной стратегии.

В бизнесе с маржинальностью 60% наоборот, прирост маржи на 10% достигается за счет стратегии по увеличению выручки.


Мы рассмотрели, как работает правило «50 процентов»: при маржинальности бизнеса ниже 50% снижаем переменные затраты, при маржинальности выше 50% увеличиваем выручку. Именно такое распределение усилий обеспечит максимальную результативность.

Поскольку маржинальность непосредственно связана с размером наценки (а 50% уровень маржинальности означает, что наценка составляет 100%) правило можно сформулировать еще проще:

«При наценке выше 100% - наращивайте выручку.
При наценке ниже 100% - снижайте переменные затраты!»

Уколова Круглов

Хотите увеличить свою прибыль?

Записывайтесь на программу по финансам Profit и получите план действий



Поделиться
alisa