Как сделать бизнес-план таким, чтобы не провалиться при возникновении первых же сложностей. Какие риски учесть и какие цели поставить? В данном материале мы поговорим о том, что такое бизнес-план и как его составить, чтобы выйти в прибыль.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

как сделать бизнес-план

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Оставляйте заявку



Как составить бизнес план

Читайте в статье:

  • Как сделать бизнес-план: начинаем с идеи
  • Как сделать бизнес план образец, что включает
  • Как сделать бизнес план с нуля: избегаем основных ошибок в планировании
  • Как сделать бизнес план для малого бизнеса: составляем SWOT-анализ и используем его данные для бизнес-планирования
  • Как составить бизнес план: декомпозируем задачи и достигаем целевых показателей
  • Как составить бизнес план: структура

Как сделать бизнес-план: начинаем с идеи

Любой бизнес начинается с идеи. Однако одной ее будет недостаточно для того, чтобы построить свое дело. Миллион идей ежедневно витает в воздухе и приходят в голову людям, но только единицы из них знают, как правильно реализовать свои замыслы. Мечтателя от бизнесмена отличает наличие четкого плана, как воплотить идею в жизнь. С чего начать, если вы только на старте, рассказываем дальше.

Как сделать бизнес план образец, что включает

Бизнес-план – это некий документ, который описывает идею проекта, бизнес-процессы по ее достижению и ставит четкие цели, что нужно сделать в конкретный промежуток времени, чтобы задача была выполнена. Проще говоря, вы должны четко понимать, в какой точке вы находитесь сейчас, в какой точке вы хотели бы находиться по истечению определенного промежутка времени и что нужно сделать для того, чтобы перейти из точки «А» в точку «Б».

Ошибочно полагать, что бизнес-план пишется исключительно для инвестора. Да, он потребует от вас представить такой документ прежде, чем решится вложить в вашу идею свои средства. И здесь важно продемонстрировать эффективность использования сторонних средств для реализации проекта.

Однако бизнес-план пишется прежде всего для собственника бизнеса. Это некая пошаговая инструкция, что и в какой период времени нужно сделать для того, чтобы достичь заданной цели. Учитывайте в нем те ресурсы, которыми вы уже располагаете на текущем этапе и какие ресурсы вам необходимо «докупить» для нормальной реализации проекта.

Как сделать бизнес план с нуля: избегаем основных ошибок в планировании

Одна из самых распространенных ошибок при написании бизнес-плана для инвесторов – это обозначение примерных показателей эффективности. Предположим, что для старта деятельности вам необходимо закупить n-ое количество компьютеров. Вместо четкого обозначения этого числа с обоснованием затрат, собственник начинает юлить, что чисто гипотетически 2 компьютера у него уже есть, еще 2 он знает, где достать, но точность успеха всего мероприятия не гарантирована. Поэтому при написании бизнес-плана не указывайте промежуточные предположительные результаты, которые могут быть и не достигнуты. Деньги любят точность и счет.

Еще одна ошибка начинающих предпринимателей – это составление бизнес-плана без анализа текущей ситуации на рынке. Прежде, чем перейти к наполнению его разделов, посмотрите, что там у конкурентов. Как выстроены бизнес-процессы у них, какие каналы продаж они используют для лидогенерации, сколько сотрудников наняли и т.д. Часть информации может быть получена из открытых источников, часть могут восполнить специализированные агентства, которые занимаются исследованиями рынков. Раздобыть нужную информацию можно также, наняв сотрудника из компании-конкурента к себе в компанию, или самому какое-то время поработать на конкурентов.

Проведите SWOT-анализ для лучшего понимания своей компании на рынке, конкурентных преимуществ предлагаемого продукта и его недостатков. Отследите вызовы и риски, с которыми может столкнуться компания на старте, а также возможности, которые она имеет, чтобы вырваться вперед.

Как сделать бизнес план для малого бизнеса: составляем SWOT-анализ и используем его данные для бизнес-планирования

SWOT-анализ – самый мощный аналитический инструмент на старте. Суть его заключается том, чтобы обозначить сильные и слабые стороны своего текущего и будущего положения на рынке.

В переводе с английского аббревиатура SWOT означает:

  • s (strengths) — сила,
  • w (weaknesses) — слабости
  • o (opportunities) — возможности
  • t (threats) — угрозы.

SWOT-анализ позволяет понять состояние конкурентной среды и перспективность продукта. С его помощью определяется реальность достижения поставленных целей. По сути это метод стратегического планирования, который посредством обозначения преград и преимуществ компании показывает, какие ненужные действия важно отсечь, чтобы не растрачивать ресурсы персонала понапрасну, как определить приоритетные направления затрат и как обособиться от конкурентов, чтобы ускорить рост бизнеса.

Как правильно сделать SWOT-анализ?

Прежде всего, проводите как в целом по сегменту, в который намерены войти, так и по конкретному продукту, с которым выходите на рынок. Не делайте общий анализ вашей компании. Эти данные вам ничего не дадут. Они бесполезны, потому что в них нет деталей, которые помогут вам в определении собственного конкурентного преимущества.

На этом этапе важно понимать, что сильные и слабые стороны бизнеса в отношении определенного сегмента рынка или конкретного продукта — это вещи, на которые компания может повлиять. То есть, сформировав перед собой картинку, не нужно отчаиваться и говорить, как все плохо, а искать точки роста. Возможности и угрозы — это факторы вне сферы вашего влияния, примите их как данность.

Важно также определять сильные и слабые стороны компании не с точки зрения собственного представления о них, а с точки зрения конечного потребителя. Помните, что ваш продукт всегда воспринимается через призму предложения от конкурентов. Сравнение неизбежно. Поэтому старайтесь быть объективными прежде всего перед самим собой. По возможности используйте результаты других исследований, привлекайте нескольких человек для анализа. Одна голова хорошо, а две найдут больше точек роста.

Используйте точные формулировки. То, что уровень сервиса в вашей компании высокий, конечному потребителю ни о чем не говорит. А вот то, что услугами компании можно воспользоваться 24 часа в сутки и 7 раз в неделю – это конкретная сильная сторона компании.

Правильный анализ слабых сторон подтолкнет вас к уникальному решению, которое покажет, куда двигаться дальше. Исходя из слабых сторон, составляете план (action-plan) и действуйте. Показатели следования данному плану включите в мотивацию менеджеров. Так каждый сотрудник будет заинтересован в том, чтобы вы добились поставленной цели.

Как составить бизнес план: декомпозируем задачи и достигаем целевых показателей

Чтобы достижение глобальной цели не оказалось несбывшейся мечтой, специалисты Oy-li рекомендуют использовать метод декомпозиции целей на более мелкие и простые задачи. Важно, чтобы все бизнес-процессы в компании были нацелены на достижение главной цели.

Так, предположим, если вам нужно выйти на определенные показатели по прибыли компании. Для этого нужно рассчитать, какие действия и в каком количестве должен совершить менеджер, чтобы результаты были достигнуты. Просчитайте, сколько звонков и встреч должен проводить сотрудник ежедневно, чтобы закрыть определенное число сделок по итогам месяца. Помните, что два и более человека справятся с поставленной задачей, соответственно, в два и более раз быстрее.

Представить метод декомпозиции в действии можно на простом бытовом примере. Вы собираетесь в отпуск, это ваша глобальная цель. Чтобы ее достигнуть, вам нужно предпринять ряд шагов. Позвонить в турагентство и заказать путевку, собрать чемоданы, завершить все дела на работе и т.д. Чтобы закончить все дела на работе, вам следует довести до конца ряд проектов, составить отчет и т.п. По аналогии раскладывайте на подзадачи все дела в компании.

Как составить бизнес план: структура

В бизнес план необходимо включить несколько разделов.

  1. Вводная часть коротко прописывает направление деятельности, сроки окупаемости, конкретные показатели. Нужно понимать сроки возврата инвестиций и возможные потери.
  2. Подробное описание услуг, сегмент, оценка конкурентов, ваши преимущества. Здесь дается описание и характеристики основного и второстепенного продукта, публикуются фото, определяется портрет потенциального покупателя, модель ценообразования.
  3. Маркетинговый план – как продвигать и рекламировать продукт.
  4. Организационные моменты – открытие юрлица, счета, покупка кассового оборудования, заключения договоров.
  5. Финансовый план с постоянными расходами разовыми затратами. Тут же определяется минимальный объем продаж, который позволит выйти на точку безубыточности, и объем продаж, который позволит заработать желаемую прибыль.
  6. Заключение включает различные варианты развития бизнеса.

Мы рассказали вам об особенностях бизнес-планирования. Помните, что это нужно прежде всего вам, а не инвестору.

как сделать бизнес-план

Хотите узнать, как должен работать отдел продаж в вашей сфере бизнеса?

Приходите на программу Oy-li